Водителю

Московские VIP-водители: Между нами и «хозяевами» холодная война
 
Мы решили выяснить, действительно ли VIP-водитель не имеет права голоса? Готов ли он нарушать правила по приказу начальства?
Фото: PHOTOXPRESS
После нашумевшего ДТП на Ленинском проспекте «Комсомолка» попыталась выяснить, готов ли персональный водитель гнать по встречке
Евгения СУПРЫЧЕВА — 05.04.2010

Вокруг громкого ДТП на Ленинском проспекте до сих пор не смолкают пересуды. Напомним, 25 февраля служебный «Мерседес» вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова столкнулся с «Ситроеном» Ольги Александриной (она и ее пассажир Вера Сидельникова погибли). В Интернете разгорелись споры.

- Водитель «Мерседеса» вырулил на встречку! - заявили одни. - Для начальников это норма.

- А самому водителю жить не хочется? - возразили другие. - Хотя... если босс приказал...

Вот и мы решили выяснить, действительно ли VIP-водитель не имеет права голоса? Готов ли он нарушать правила по приказу начальства?

НАРОДНЫХ ИЗБРАННИКОВ ВОЗЯТ ГАСТАРБАЙТЕРЫ?

Вообще VIP-водители бывают трех видов. Категория первая: думские шоферы, которые работают на так называемых разгонных авто. На таких ездят заурядные депутаты, которым личный водитель не положен. Разгонную машину вызывают на манер водитель такси в Москве. Сейчас Госдуму обслуживает компания «СчетСпецТранс», которая выиграла тендер еще два года назад. С тех пор многие депутаты жалуются на водителей-камикадзе. Дескать, бьют машины, словно бокалы на свадьбе, без сожаления. Ни себя не берегут, ни пассажира. В салоне - грязь. И при этом еще и забастовки устраивают...

- Забастовку мы действительно проводили, - вспоминает ныне уволенный из «СчетСпецТранса» зачинщик бунта Сергей Якименко. - Потому как руководство пыталось понизить зарплату в три раза. А претензии депутатов к шоферам были вполне справедливы. Дело в том, что в качестве водителей одно время набирали в основном гастарбайтеров - украинцев, белорусов, молдаван. Они в машине и спали, и ели... И в аварии попадали. Помню, буквально за пару месяцев расколошматили более 40 авто (после этого гастарбайтеров стали брать не столь охотно). А машины били по многим причинам. Во-первых, нет опыта вождения по Москве. В городе ведь, как в воздушном бою, верти головой на 360 градусов. Во-вторых, среди гастарбайтеров полно наркоманов. Когда работал, мы на стоянке регулярно находили и ложечки для подогрева наркоты, и шприцы. А если человек наркоман, какая у него реакция? И, конечно, любят погонять.

- Чтобы понравиться пассажиру? - спрашиваю.

- Чтобы быстрее от него избавиться, - смеется Сергей. - Чем скорее высадишь, тем больше времени остается на калым. Например, говоришь диспетчеру, что вез человека в аэропорт два часа, а на самом деле домчал за 40 минут. Все остальное время работаешь на свой карман.

Так что рядовые думцы катаются с ветерком и зачастую помимо собственной воли. При этом разгонные водители нарушают рисково, но по мелочи. И то лишь в том случае, если самому приспичило.

Впрочем, в «СчетСпецТрансе» видят своих сотрудников совсем в другом свете.

- У нас работают только профессионалы, - уверяет меня менеджер клиентского отдела компании Андрей Лазарев. - Истории о гастарбайтерах, которые спят в машине, - ложь. Перед тем как мы выиграли тендер, нас проверяли, правильно? Значит, все в порядке и с шоферами, и с машинами.

Что касается машин, то разгонные авто - это, как правило, Skoda Octavia. А личные водители ездят на Audi A6.

У Госдумы паркуют в основном автомобили Audi, на которых ездят лидеры фракций, и Skoda - это авто для рядовых депутатов.
Фото: Мила СТРИЖ

 

ПОРОДНИСЬ С ШОФЕРОМ - И ВЕЗДЕ УСПЕЕШЬ

Вторая категория VIP-водителей - персональные шоферы. Они закреплены за конкретной машиной, а она, в свою очередь, - за конкретным депутатом. Верхушку

Госдумы обслуживает тот же «СчетСпецТранс». А вот к сотрудникам высших органов госвласти частных перевозчиков не подпускают. На протяжении многих лет «высоких чиновников» обслуживает гараж Управделами президента. Конечно, «Шкод» в таком гараже не найдешь. Но зато есть BMW-750 и Ford Mondeo. Что касается водителей, то в основном это шоферы старой закалки.

- Раньше в наш гараж было не попасть, - вспоминает персональный водитель одного из чиновников Василий Саликов. - А сейчас набирают прямо с улицы. Много бывших таксистов. Но молодежь приходит просто для того, чтобы получить престижную запись в трудовой книжке. А потом бегут к бизнесменам, ведь те больше платят. Текучка... Потому и расшаталась дисциплина.

Да уж. Костюмы на водителях порой помятые, ботинки не зеркалят. То ли дело раньше - ни одной пылинки. А все почему? Потому что ходить запрещали. То есть если въехал на территорию Кремля, то из машины ни ногой. Так и сиди все восемь часов: ни покурить, ни размяться. Для отправления малой нужды с собой должна быть специальная баночка. А теперь водители свободно слоняются между машинами и без конца курят. Но как-то с достоинством, степенно. Видно, что такими особо не покомандуешь. Можно попробовать, но если он упрется, то ничего не добьешься. Уволить личного водителя чиновник не может - нет полномочий. Может лишь пожаловаться начальнику гаража и попросить о замене. Но по большому счету получается менять шило на мыло. Все водители гаража требуют к себе трепетного и даже родственного отношения. Так уж повелось со времен Союза.

- Помню, когда я начинал работу в 1982 году, - продолжает Василий Саликов, - возил важную даму, замминистра СССР. Она мне сказала: «Запомни, персональный водитель - это тоже член семьи. Он много знает. Много видит. И от него много чего зависит». А раз водитель - член семьи, значит, может «по-родственному» попросить свою вторую высокопоставленную «семью» похлопотать за сына, чтобы в институт поступил. Или за племянника - никогда не откажут. Ну и ты, в свою очередь, не откажешь...

Короче, водилы с хозяевами жили дружно. Даже после распада Союза. Потому как чиновник 2000-х - это та же партийная верхушка, только под другим маринадом. Стало быть, и правила те же. Идиллия стала рушиться два года назад.

- Депутаты последнего созыва - это новая формация, - продолжает Саликов. - Они считают, что водитель в Москве - быдло. Можно на него плюнуть и растоптать. Можно наорать матом. Попросишь об одолжении - палец о палец не ударят!

ДЕПУТАТ «СТОИТ» ДО ПЯТИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

Нынешние депутаты уверены, что водитель работает за зарплату. А для шоферов это большая новость.

- У них зарплата небольшая, - говорит бывший депутат Госдумы, а ныне председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - В среднем 25 тысяч рублей в месяц. И так уж повелось, что личным водителям депутаты и чиновники обычно доплачивают. Кто из партийной кассы, кто из личных средств. То есть не так, что ты сейчас выйдешь на встречку - и получишь бонус. А по итогам месяца...

В общем, есть смысл рисковать - воздастся. Сейчас же водителям все чаще приходится «тонко намекать» своим хозяевам: дескать, «разобьемся, а у меня дети» или «права отнимут, считай, без работы останешься». Если пассажир делает вид, что не понимает, разгорается холодная война. Ты обо мне не волнуешься, я о тебе. Опаздываешь? Так надо было раньше выезжать. Грязная машина? В гараже забыли помыть. Работать в выходные? Рад бы, да КЗОТ не велит. Но принципы - это от безысходности. Каждый водитель мечтает о щедром хозяине.

- Какой у тебя будет шеф, решает начальник автоколонны, - говорит один из водителей, по имени Николай. - Можно его, конечно, попросить об одолжении. Мол, уйдет водитель какого-нибудь депутата Кукушкина, имей в виду, что я на очереди. Но такая услуга не бесплатна. Тарифы разные: за одного чиновника начальник колонны может запросить три тысячи долларов, а за другого и все пять!

Может, и так. А может, врут из зависти, что не достался желанный депутат. Но зато те, кому досталось хлебное место, держатся за него мертвой хваткой: надо нарушать - нарушаем.

- Допустим, босс опаздывает в аэропорт, - продолжает бывший персональный водитель Сергей Якименко. - И ради него задерживают рейс. Ясное дело, я буду гнать и по встречке, и на красный...

И при этом водилы не считают, что так уж и не правы.

- Ой, не смешите мои тапки! А обычные автолюбители не нарушают? - ехидно интересуется персональный водитель по имени Александр (мы с ним познакомились на парковке Госдумы). - Просто на нас все обращают внимание. Мигалки вас раздражают? Но у нас всего тысяча машин с мигалками. Для Москвы это капля в море, пропусти и езжай себе спокойно. Да и по разделительной мы гоним, только когда очень надо. Не ради забавы, не мальчишки же....

- Злоупотреблять своим положением глупо, - соглашается бывший депутат Госдумы, а ныне член партии «Справедливая Россия» Алексей Митрофанов. - Гаишники-то нас не останавливают, но бумаги пишут. Эти рапорты приходят по «месту работы». В моем случае это была Госдума. Приходит, значит, рапорт, ложится на стол спикеру Грызлову. И Грызлов читает с интересом, какие места на Рублевке я посещаю, с каких мест выезжаю. Это передавалось лидеру фракции Жириновскому, у которого я был раньше в подчинении. Тот тоже с увлечением это читал. И зачем это нужно?

- А Жириновский выговаривал вам или водителю?

- Он говорил со мной. Но, как правило, не уделял этому большого внимания.

То есть особой выволочки за беспредел депутаты могут не опасаться. Единственное, что их может остановить, - страх огласки. Впрочем, аргумент почти невесомый, журналистам тайные депеши от ГАИ не показывают. К сожалению. Что же касается депутатских водителей, то с ними, тоже все понятно. Нет премии - он стоит в пробках. Есть премия, но маловата, едет по разделительной. Премия его устраивает - летит по встречке.

ДТП на Ленинском проспекте расследуют уже более месяца.

 

КУПИЛ АБОНЕМЕНТ - И НАРУШАЙ

Третья категория блатных водителей - это персональные драйверы «первых лиц» компании. Есть штатные водители компании (именно такой вез вице-президента «ЛУКОЙЛа» Баркова), а есть личные. И те и другие послушны не в пример думским. К тому же на авто бизнесменов зачастую красуются спецномера: чем не повод полихачить? Впрочем, даже если номеров нет - это скорости не помеха. Система следующая.

- Если шеф порядочный, - говорит в прошлом личный водитель вице-президента «Норильского никеля» Александр Евдокимов, - то он все штрафы оплачивает. Когда мне выписывали крупные штрафы, начальство мне выдавало деньги, я ехал в ГАИ и платил. Вообще это все заранее оговаривается. Потому что это не моя прихоть, а прихоть шефа. Он за все и отвечает. Но бывают ситуации, когда гаишник упрется: забираю права - и все. Тут ничего не сделаешь, значит, права потерял.

- И фактически вы потеряли работу...

- Это от шефа зависит, - объясняет Евдокимов. - Если он человек нормальный, то оплатит простой. А как получишь права, снова возьмет на работу. Но бывает так, что сразу говорит: «Свободен». Так что нарушать надо с оглядкой.

- А VIP-водителей часто тормозят? - интересуюсь.

- Смотря какая трасса. Есть такие трассы, там просто разрешение вроде абонемента покупаешь. И тебя на них просто не ловят, хоть с какой скоростью езди.

Речь о так называемых правительственных трассах. Таких, как Кутузовский проспект, Ленинградка и еще порядка восьми дорожных артерий. Месячный «проездной» якобы обходится в пять тысяч долларов. Договариваться надо с начальником батальона. Тебя вносят в некий список «неприкасаемых», и можешь ни в чем себе не отказывать. Однако наш собеседник не смог подтвердить эти слухи никакими примерами.

- Плохо то, что у водителей статусных машин развивается нездоровая самоуверенность, - говорит Сергей Якименко. - Они теряют осторожность. Как в случае с водителем Баркова. Я думаю, он все-таки выехал на встречку.

Но не все водители поддерживают Якименко. Большинство выступают в защиту водителя Баркова.

- Профессионал - он потому и профессионал, что умеет нарушать без последствий, - так же уверенно заявляет Александр (знакомый водитель с парковки Госдумы). - Если видишь, что ситуация аварийная, - не суйся. Пассажир поймет: ему тоже жить охота. Так что, думаю, «Мерседес» не виноват. Ехал себе по разделительной... А все беды от женщин. Они, когда за рулем, совсем дурные. В одной руке телефон, в другой - помада, и катит со скоростью 120 километров в час. Так, наверное, и на Ленинском было.

Так выезжал водитель Баркова на встречку или нет? И если да, то по своей ли воле? На первый вопрос ответит следствие. Ответ на второй так и останется тайной.

ОФИЦИАЛЬНО

«Блатные» номера не спасут

- В январе 2010 года в Москве за нарушение Правил дорожного движения привлечены к ответственности 509 владельцев «непростых номеров», - сказал на недавнем брифинге глава столичного Управления ГИБДД Сергей Казанцев. - Ко мне лично или через очень важных посредников ежедневно обращаются 10 - 20 человек с просьбой выдать такие номера. Так вот, хочу предупредить, что сотрудники, уличенные в торговле блатными номерами, будут отныне привлекаться к административной ответственности. Что касается инспекторов, которые несут дежурство на дороге, - для них не существует неприкасаемых номеров. Все водители привлекаются к ответственности на общих основаниях.

Рис. Николая ВОРОНЦОВА.

 

ВОПРОС ДНЯ

Все чаще происходят ДТП с участием автомобилей высокопоставленных чиновников. Отсюда вопрос:

А вам на дорогах осложняют жизнь VIP-автомобили?

Виктор ПОХМЕЛКИН, лидер Движения автомобилистов России:

- Они возмущают мое чувство социальной справедливости! Машины со спецсигналами пару раз пытались меня согнать с полосы, но я уступаю только «Скорой помощи» и пожарным. Когда был депутатом, я имел право пользоваться привилегиями, но принципиально этого не делал. И, кстати, отсутствие спецсигналов не мешало приезжать мне на работу вовремя.

Павел АСТАХОВ, адвокат:

- Не мешают. Я перемещаюсь по городу, как Бэтмен, со скоростью мысли - куда задумаю, туда и доеду.

Мария АРБАТОВА, писательница:

- Конечно, мешают. В результате ДТП с таким VIP-автомобилем недавно погиб очень близкий мне человек - профессор Вера Михайловна Сидельникова, заслуженный врач России, у которой я рожала своих сыновей. Я была инициатором письма президенту, благодаря которому мы вывели эту трагедию в зону гласности. Поведения VIP-тусовки на дорогах аморально и скоро вызовет жесткий бунт людей, которые попадают с ними в аварии. Интернет постоянно транслирует истории их свинства на дорогах.

Вадим СМИРНОВ, бывший сотрудник ГИБДД Москвы:

- У всех VIPов есть документы, которые позволяют им нарушать. Еще есть предписания: мол, документ без права проверки сотрудниками милиции. Многие спецсигналы и блатные корочки по закону могут иметь только спецслужбы, а на деле они есть практически у всех «денежных мешков». Слышал, что весь «пакет» документов стоит от ста тысяч долларов. Чтобы избавиться от лишних проблем на дорогах и экономить время, люди приобретают такие бумаги.

Александр ДУГИН, политолог:

- Мне вообще на дороге мешают машины. У меня стойкое убеждение, что подавляющее большинство едут не туда. Люди тратят бензин, свое и чужое время, организуют гигантские пробки. И лишь одна сотая часть из них едут действительно по делу.

Николай ДОРОШИН, водитель клубного автобуса ФК «Спартак» (Москва):

- По нашим дорогам иногда и мигалки не помогут. Когда мы однажды едва не опоздали на матч Лиги чемпионов, нам не помогла пробиться на стадион сквозь пробку даже машина сопровождения ГИБДД.

Алла СУРИКОВА, режиссер:

- Не мигалки мне мешают, а хамство на дорогах, когда не дают проехать машине «Скорой помощи», когда перекрывают движение для проезда одного человека, а все остальные водители вынуждены стоять в пробке.

ПАЭС, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Конечно! Причем так мешают, что мне хочется пересесть в эти автомобили!

© 2006-2018 Агентство нянь в Москве

Менеджер: (926)9090702

Отдел заявок: (916)1780011

Работа в Москве Каталог Поиск работы работа свежие вакансии